Директор спортивной школы «Северо-Запад» Артем Кириллов о роли психологии в спорте

Теннис и психология

Психология является одним из компонентов спортивной подготовки любого спортсмена в любом виде спорта, тем более в теннисе, где никакие транквилизаторы, стероиды и другие средства не могут гарантировать высоких результатов теннисистам. Так что же такое психология в спорте?

Психология — с греческого переводится как наука о душе. Но что такое душа человека и что о ней известно? Это огромная кладовая знаний, о которой люди знают меньше всего в своей жизни; это то, что нельзя потрогать и увидеть глазами; это тайна, которую хранит каждый человек с момента своего рождения. Психология связана прежде всего с внутренней духовной составляющей человека.

Так известный тренер , ныне президент GPTCA ATP Альберто Кастельяни (кстати, мой хороший знакомый), которому удалось вывести более 10 игроков в первую сотню рейтинга ATP, является великим ценителем изобразительного искусства. Семинары GPTCA, которые проходят в музеях родного для Альберто города Бетона; среди работ Перуджино, Кватроченто и других великих мастеров. А вечером после семинаров Кастельяни настойчиво рекомендует его участникам посетить концерты классической музыки, которые проходят на главной площади города.

В Древней Греции, например, где зародились Олимпийские игры, все великие спортсмены были всесторонне развитыми, они хорошо разбирались в истории и культуре. Любовь и уважение к искусству способны вывести спортсмена на новую ступень развития, что, как правило, благоприятно сказывается на спортивных результатах. Поэтому, я считаю, что для любого спортсмена очень важна некая условная субстанция, некая аура, некий душевный микроклимат вокруг него. Кто способен обеспечить этот микроклимат? В первую очередь важна роль родителей юного теннисиста. Ведь ребенок впитывает все от своих родителей. В будущем роль первой скрипки в создании душевного микроклимата спортсмена переходит к его второй половинке. Важна также роль всех тех, кто окружает человека в его повседневной жизни (друзья, коллеги, знакомые). Ну и конечно, что важную роль в формировании спортсмена играют его педагоги и тренеры.

Одна из проблем состоит в том, что некоторым тренерами, по сути, не так уж важно каких результатов добиваются их подопечные.На Западе достаточно развита следующая практика: тренер соглашается работать со спортсменом бесплатно, при этом по договору, в случае если его подопечный добивается успехов, то тренеру полагается предусмотренный договором процент от гонорара спортсмена. В таком случае, тренер действительно является сверхзаинтересованным в том, чтобы игрок, с которым он работает добивался хороших результатов. В нашей стране такая практика не развита. Некоторые тренеры, конечно, пробовали работать по такой схеме, но их идеалистические идеи оказывались утопиями. Виной всему менталитет жителей нашего государства. Зачем мы должны платить кому-то, если наш ребенок суперталантлив и добился всего самостоятельно? — Так зачастую мыслят родители спортсменов, когда их чада получают первые призовые.

Но вернемся к микроклимату. Зачастую, игроки, сталкивающиеся с различными проблемами в повседневной жизни добиваются успеха. Происходит это из-за того, что у такого человека запредельная мотивация: он хочет стать успешным и реализовать себя в полной мере, с головой отдаваясь спорту, чтобы в последствие стать известным, богатым и счастливым.

Тогда возникает логичный вопрос: каков идеальный баланс между позитивным микроклиматом и мотивирующими условиями? Вопрос на который нельзя дать однозначного ответа. В идеале, спортсмен должен быть мотивирован на достижение положительных результатов, но при этом у него не должно возникать излишнего чувства страха выступить неудачно. В повседневной жизни, вокруг спортсмена должна царить спокойная атмосфера, способствующая достижению максимального результата.

Любому тренеру надо стремиться максимально доступно и просто доносить собственные мысли до своих подопечных. К каждому спортсмену важно найти подход: кого-то отвлечь от негатива и настроить на положительный лад, а с кем-то в нужный момент стоит поговорить на повышенных тонах.

Советские тренерские методики уже давно не используются, но есть в них и моменты, которые многие тренеры используют и сейчас. К примеру — использование КСУ (комплекс силовых упражнений) в качестве наказания за нарушение дисциплины.

Приведу пример из личного опыта. Однажды на спортивных сборах я застал группу юных теннисистов, которые после отбоя, вместо того чтобы отдыхать, баловались и бегали из комнаты в комнату. Всех провинившихся я вывел на корт и заставил под счет делать 1000 имитаций ударов справа, 1000 имитаций ударов слева и 1000 имитаций выполнения подачи. Если кто-то сбивался и делал невпопад — все начинали делать упражнения заново, с самого начала. Ночная тренировка длилась 1.5 часа и запомнится ребятам, думаю, на всю жизнь. Однако при этом, я не прибегнул к крикам а оскорблениям (к которым нельзя переходить в любом случае!!!). Ребята четко понимали, почему им приходится потеть ночью на корте, вместо того чтобы спокойно готовиться к завтрашнему дню.

Расскажу еще один пример из личного тренерского опыта. Две мои подопечные сначала были лучшими подругами, но потом, как это увы часто бывает, что-то не поделили и разругались и начали относиться друг к другу с неприязнью. При этом теннисистки продолжались тренировались в одной группе и во время тренировочного процесса чувствовалось явное нервное напряжение, возникающее между двумя экс-подружками. Мне надо было как-то разрешить возникающую проблему? Самый легкий способ в данной ситуации — просто разделить спортсменок по разным группам- скажите вы. Но я решил поступить по другому: поговорил, что называется, по душам с обеими теннисистками и попытался донести до каждой из них то что тренировка — это тренировка, и личных взаимоотношений тут быть не должно. Пришел, отработал на тренировке как подобается, а после тренировки сам решай с кем тебе общаться и с кем дружить. После этого, и та и другая пересмотрели свои взгляды на возникшую ситуацию и стали тренироваться, бок о бок, без демонстрационной неприязни друг к другу. Это дало мне понять, что несмотря на свой юный возраст мои воспитанницы сумели по-настоящему профессионально, пусть и с моей помощью, подойти к решению данной проблемы. Стоит также отметить, что помимо психологической подоплеки, важным моментом тут был и еще один момент: обе конфликтующие теннисистки могли похвастаться хорошим уровнем игры, и найти для каждой из них отдельного, подходящего по уровню спарринг-парнера было нелегко.

Ранее я неоднократно я рассуждал о важности спортивных сборов. Очень сложно добиться хорошего результата с теннисистом, у которого нет постоянного цикла сборов. Такой же позиции придерживается один мой хороший друг, являющийся, к слову, Заслуженным тренером России и воспитавший немало профессиональных легкоатлетов. Спортивные сборы — это основа основ как физической и тактической подготовок, так и психологической подготовки. Ведь на сборах спортсмен учится быть дисциплинированным и самостоятельным: способствует этому постоянный режим, правильно питание, контроль со стороны тренеров и т.д. При этом, во время сборов спортсмены также получают необходимую психологическую разгрузку (благодаря общению с коллегами-сверстниками, смене обстановки и т.д.) (подробнее о важности спортивных сборов читайте тут).

Успех в теннисе, как и в любом другом деле, зависит от многих факторов. Одного таланта не достаточно. Ничего не дается просто так. Идти к результату нужно маленькими шажками, от простого сложного, step by step, в том числе и в плане психологической подготовке. Теннис -словно военная битва: чем крепче тыл, тем сильнее армия.

В этом монологе, ваш покорный слуга — директор спортивной школы «Северо-Запад» Артем Кириллов попытался довести до вас свои мысли, прибегая к различным метафорам и приведением примеров из личного опыта. Данной статьей я, ни в коем случае, не пытаюсь навязывать собственную позицию. Если вы с чем-то не согласны, или вам есть что сказать, то я буду рад подискутировать о проблемах современного тенниса и услышать ваше мнение по какому-либо вопросу.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *